«Академический хор Русской песни» приношение Людмиле Зыкиной.

7 марта
19:00
г.Химки ДК "РОДИНА"

Приношение великой народной певице – это не только дань памяти, поклонение и признание заслуг, это возможность прикоснуться к живому источнику, высвободить, быть может, затершиеся от времени, дремлющие подспудно подлинные чувства. Народная песня – это тот неисчерпаемый ресурс, который питает и академическую музыкальную культуру. А уж насколько ближе к нему может прильнуть академический народный хор – это зависит только от искренности, чуткости и таланта его участников и руководителей. Ведь само сочетание слов в названии хора – академический хор русской песни – к этому обязывает.
Традиция исполнительства народных песен складывалась не одно столетие. В ней происходит постоянное встречное движение двух потоков – глубинные силы народного пения теряют свою обрядовую сущность, но, выходя на концертную эстраду, приобретают новые качества, оставаясь, тем не менее, самобытным явлением. Это существование «на грани» требует от исполнителей большой чуткости и постоянной связи с народными истоками. Композиторские обработки народной песни подчас придают ей черты академического пения. С другой стороны, высшее достижение композитора – сочинить такую песню, которая уйдет в народ и потеряет имя автора. И высшее достижение самого совершенного исполнителя народной песни на эстраде – остаться таким же искренним и подлинным, как непрофессиональные народные певцы.
Людмила Зыкина как раз и являет эталон такого артиста. Ее певческая манера формировалась на начальном, самом важном, этапе сначала в Хоре им. Пятницкого, а затем, после вынужденного перерыва, в Хоре русской песни Всесоюзного радио и Центрального телевидения. Тогда, в 1951 году, им руководила Анна Васильевна Руднева, выдающийся ученый, знаменитый знаток тонкостей русской песенной традиции. Объездив с фольклорными экспедициями все самые заповедные уголки России, она восприняла тайны народного искусства «из первых рук», ее советы были бесценными и неоспоримыми. «На голос наденьте передничек», — в этих ее словах была забота и о голосовых связках, и о бережном отношении к самой песне.
Непосредственным творческим опекуном молодой певицы в хоре радио была известная исполнительница русских народных песен Ольга Васильевна Ковалева. «Нужно не кричать, не голосить – петь. Можно и силы меньше затратить, а голос будет лететь. Послушай больших актеров. Иногда они шепотом говорят, а в ушах громом отдается. Если ты просто громко поешь, без отношения, без души, — неинтересно тебя слушать». Эти слова Людмила Зыкина помнила всю жизнь.
В одном из интервью она говорила: «Хоровые университеты… Им отданы тринадцать лет жизни. Тринадцать лет, которые заложили основу для творческого поиска и которые служили опорой в последующие годы работы в искусстве. Хор прививает сценическую и певческую культуру. Это школа пластики и движения. Как выйти на сцену, как пройти на свое место, как встать, куда смотреть во время исполнения, как уйти – всей этой премудрости меня учил хор. Специфика хора требует от певицы самоограничения. Помню, главный хормейстер, руководитель Академического хора русской песни Всесоюзного радио и Центрального телевидения, народный артист СССР Николай Кутузов говорил мне:
«Не вылезай!» И я ограничивала себя, воспитывая в себе чувство ансамбля».
Любой хоровой коллектив – это живой организм, он живет и развивается в реальном времени, отвечая на все его вызовы. Выстроить свою творческую линию в современном культурном пространстве, найти свое место между обрядом и шоу – непростая задача. Программа «Посвящение Людмиле Зыкиной» — это не реконструкция прошлого, это его осмысление и поиск новых путей.